РИА «Новости» сообщает, что
генеральный прокурор России
Юрий Чайка оценил
материальный ущерб от
коррупционных преступлений
в 2018 году
в сумме 65,7 млрд. рублей.
Из зала суда в Нижнем Новгороде пришла нормальная, деловая весточка: «Начальник Павловского отделения Росреестра лишилась квартиры за 4 млн рублей.
Все из-за того, что ни она, ни ее супруг не смогли подтвердить законность своих доходов… Чиновница и ее муж не смогли убедить прокуратуру и суд в том, что деньги, потраченные на покупку квартиры, не были получены законным путем. Супруги подавали апелляции, но безрезультатно…» [https://www.nn.ru/news/more/poluchena_nezakonno_u_nizhegorodskogo_chinovnika_rosreestra_otberut_kvartiru_za_4_milliona/66049621/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com 10.04.2019].
Примечание (для сведения):
- О статье 20 Конвенции ООО против коррупции.
При этом хоть статья 20 и была ратифицирована Россией в составе Конвенции, она всё же не применяется — по причине отсутствия у России правовых оснований её применять. В России есть статья 49 Конституции, в которой сказано, что «обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» — таким образом, преследование граждан за «незаконное обогащение» противоречило бы нашей Конституции. Есть и другие, чисто юридические сложности на пути внедрения статьи 20 Конвенции в наше законодательство.
- В России не существует юридического определения «незаконного обогащения».
В правоприменительной практике было бы весьма непросто определять понятия вроде «значительное увеличение активов», «законные доходы» и «разумным образом». Также много проблем было бы с доказыванием умысла, особенно в связи с установлением причинно-следственной связи.
- В настоящее время борьба с незаконным обогащением в РФ ведется в правом поле следующих российских законодательных норм:
- закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года, в соответствии с которым адвокатам, нотариусам, юристам и бухгалтерам вменили в обязанность уведомлять правоохранительные органы о финансовых операциях, направленных на отмывание полученных преступным путём доходов;
- закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «о противодействии коррупции». В статье 8 этого закона государственным и муниципальным служащим вменялось в обязанность представлять сведения о своих доходах и об имуществе;
- закона № 329-ФЗ от 21 ноября 2011 года, который распространил антикоррупционные требования на все государственные и муниципальные должности, а также обязал банки предоставлять информацию о движении денег на счетах чиновников;
- закона о № 121-ФЗ от 20 июля 2012 года, который ввёл суровый контроль над финансируемой из-за рубежа политической деятельностью;
- закона № 230-ФЗ от 3 декабря 2012 года «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Этот закон обязал чиновников подавать декларации о своём имуществе и доходах, причём как на себя, так и на своих ближайших родственников;
- закона № 102-ФЗ от 7 мая 2013 года, который запретил депутатам Госдумы иметь недвижимость или банковские счета за рубежом.
Отметим, что когда мы рассуждаем об эффективности имеющихся в России законов о борьбе с коррупцией, то не надо забывать о необходимости открытости и жесткого контроля за прохождением финансовых потоков через все структуры власти, включая Правительство, ибо в противном случае сработает утверждение американского продюсера Теда Нуджента: «Неконтролируемое правительство всегда заражено злоупотреблением властью: мошенничеством, обманом, коррупцией. При этом откровенно воруя, такое правительство смеет смотреть в глаза всем»
И завершим сообщение призывом к представителям судебной ветви власти:
«Конфискация у чиновников не подтвержденного законными доходами имущества должна стать нормой и руководством к действию для российских судов всех инстанций!